Что такое сетевой маркетинг?
Давайте разберёмся, что обозначают эти термины - сетевой маркетинг, МЛМ, MLM.
MLM - это аббревиатура от Multi Level Marketing, что в переводе означает
- многоуровневый маркетинг. Этим термином в 70-х годах прошлого века
стали называть систему вознаграждения за работу по распространению
товаров и услуг методом прямых продаж, от человека к человеку.
Позже, в 80-х, MLM получил новое название Network Marketing, т.е.
сетевой маркетинг, но суть осталась неизменной.
Из истории развития МЛМ упомянем лишь два факта.
В 1975 году в США вышёл ряд положений ограничивающих работу структур типа "пирамида". Над MLM нависла угроза запрета. В ходе длительного расследования было установлено, что деятельность этих компаний не является "мошеннической пирамидой", а многоуровневый маркетинг является приемлемым и допустимым методом продвижения товара.
В России в 90-е расцветали именно финансовые пирамиды, что и создавало
негативное отношение к МЛМ. Сегодня же множество компаний используют
именно этот законный способ продвижения своей продукции.
Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж (World Federation of
Direct Selling Associations – WFSDA) на конец октября 2008 года
приводит такие объемы продаж компаний, работающих по системе прямых
продаж и сетевого маркетинга (в скобках указано количество
дистрибьюторов):
-
В мире - 114 млрд. долларов (62 922 430 чел.)
-
В США - 30,8 млрд. долларов (15 000 000 чел.)
-
В России - 2,78 млрд. долларов (3 374 849 чел.)
Цифры не совсем точны, так как не все компании сетевого маркетинга
являются членами Ассоциации. Но даже эти цифры показывают растущий
потенциал России в частности и Восточно-Европейского рынка.
Существует множество определений маркетинга. Одно из них: маркетинг -
это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг
от производителя к конечному потребителю.
Можно сказать проще: маркетинг - это движение товара.
Розничная торговля – это линейный маркетинг. Особенность его в
значительных затратах на рекламу и посредников (транспорт, оптовые базы,
сети магазинов).
Сетевой маркетинг - система продвижения товаров и услуг
с помощью независимых дистрибьюторов, которые продают товар клиентам, а
также набирают новых дистрибьюторов и получают вознаграждение с
продаж(!) этих дистрибьюторов.
Концепция МЛМ проста: компания предлагает вам стать партнёром и
распространять продукцию, которую она производит, а также привлекать
других людей в качестве распространителей. Те же в свою очередь, тоже
будут привлекать распространителей и т.д.
Так создается дистрибьюторская сеть (отсюда и название сетевой
маркетинг), ее особенностью является то, что человек получает доход не
только от своих продаж, но и от продаж тех людей, которых он привлек в
бизнес.
Основное правило МЛМ-компании: стать дистрибьютором можно только по
рекомендации другого дистрибьютора, который уже работает в ней. Когда вы
заключаете договор, в него заносятся ваши данные и данные человека,
через которого вы пришли в компанию. Он становится вашим спонсором, а вы
- частью его группы.
Начиная привлекать людей, вы становитесь спонсором для них и создаете
собственную группу. Созданная сеть учитывается компьютером компании, а
вы можете ее контролировать через виртуальный офис.
Главные выгоды сетевого маркетинга:
-
Мы получаем возможность покупать качественные товары, не оплачивая посреднические и рекламные расходы, что составляет до 90% стоимости
-
Мы можем получать устойчивый доход, создавая сеть дистрибьюторов
Надо также отметить, что сетевой маркетинг не является финансовой
пирамидой по типу МММ. В нормальных сетевых компаниях закон пирамиды
действительно соблюдается но работает он открыто:
-
Покупатели, отдавая деньги, получают взамен товар (по аналогии с магазином)
-
Дистрибьюторы же создают сети, обучают людей и получают взамен вознаграждение в виде комиссионных